+7 (926) 451-75-59

+7 (926) 419-12-89

yankin__@mail.ru

г. Москва

Протокол (постановление) об административном правонарушении

О совершении административного правонарушения в соответствии с законом составляется протокол, который является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу.
Протокол по факту выявленного нарушения составляется только в присутствие нарушителя. Если нарушение правил совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждого из них. 

 

В административном протоколе должно кратко и точно излагаться существо допущенного нарушения правил, отражающее его противоправный характер, указывается статья Кодекса, предусматривающая ответственность за данное нарушение. Не допускается формулировки общего характера («нарушил ПДД», «Превысил скорость» и т.п.).
Сведения о нарушителе (фамилия, имя, отчество), вносимые в административный протокол, должны заполняться печатными буквами. Согласно разметки (в каждую графоклетку вписывается одна буква). В случае использования технических средств для выявления и (или) фиксации нарушения правил в административном протоколе указывается наименование прибора, его номер. При необходимости можно изложить дополнительные сведения, уточняющие существо нарушения, и другие факты, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу. Сотрудник полиции составляет рапорт, который прилагается к административному протоколу.


В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление);
  • сведения о личности нарушителя;
  • сведения о транспортном средстве, если оно совершено на автотранспорте;
  • место, время совершения и существо административного правонарушения;
  • нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
  • фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;
  • объяснения нарушителя;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела


Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол подписывается также ими.
В случае отказа лица от подписания протокола в нем делается об этом запись. Правонарушитель вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания на него по его содержанию, а также изложить мотивы своего отказа или несогласия с содержащими в нем выводами, указать своих свидетелей, очевидцев произошедшего события.
При составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем в обязательном порядке делается отметка в протоколе.


Доставление, досмотр и задержание нарушителя

Для составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в отделение полиции.
При совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил на транспорте, нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в полицию если у него нет документов , удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство.

 

Доставление нарушителя - это правовая принудительная мера, состоящая фактически в административном задержании, т.е. кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица, и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (полицию), служебное помещение государственных органов, осуществляющих функции в пределах предоставленной им компетенции.
Следовательно, доставление нарушителя по своей юридической природе является составной частью административного задержания, однако с той особенностью, что срок административного задержания начинается только с момента доставления правонарушителя в орган, полномочный рассмотреть дело об административном правонарушении и принять по нему то или иное решение.

 

Смысл доставления, по закону - составление протокола об административном правонарушении при невозможности произвести это на месте совершения нарушения.
В соответствии с законом, в зависимости от характера и обстоятельств правонарушения, предусматривается достижение и других целей доставления: 1) Пресечения правонарушения (например, при злостном неповиновении сотрудникам органов внутренних дел), 2) Установление личности нарушителя при отсутствии у него документов, удостоверяющих его личность, свидетелей, которые могут сообщить о нем необходимые данные; 3) Установление принадлежности транспортных средств и перевозимых грузов при отсутствии необходимых документов.

 

К числу мер обеспечения относится также и личный досмотр вещей, и изъятие данных вещей и документов. Эти меры применяются исключительно в связи с административными правонарушениями и носят административно-процессуальный характер. Цель их, согласно закона - пресечение проступков, установление личности правонарушителей и составление протоколов. При этом задержанный имеет право точно знать, за совершение какого административного правонарушения он задержан, требовать проверки прокурором правомерности задержания. О заявленном требовании задержанного, орган, либо должностное лицо, должны незамедлительно сообщить прокурору.

 

Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или лица, их заменяющие, они незамедлительно уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего, органом, в производстве которого находится дело.

 

Сроки задержания для составления протокола

Согласно КоАП административное задержание на срок свыше трех часов допускается в исключительных случаях в связи с особой необходимостью и лишь в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Административное задержание фиксируется в протоколе, который должен подписываться задержанным лицом. О его задержании орган его задержавший в обязательном порядке обязан уведомить родственников данного лица - задержанного.
До истечения установленного срока задержанный (ные) освобождаются, если отпала необходимость в его (их) задержании и при наличии обстоятельств исключающих производство по делу об административном проступке.

 

Сам факт административного задержания, личный досмотр, и изъятие вещей и документов, задержанным могут быть обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.
В силу Конституции каждый задержанный, заключенный под стражу, имеет право пользоваться услугами защитника (адвоката) с момента задержания.

 

Консультация юриста он-лайн: 

 тел.: +7 (926) 451-75-59
тел.: +7 (926) 419-12-89

 

С уважением, Янкин Александр Семенович, профессиональный юрист Москва